Правительство РФ ввело временный запрет на экспорт зерновых в страны Евразийского экономического союза, а также белого сахара и сахара-сырца в третьи страны. Это нужно для того, чтобы не допустить несанкционированных поставок зерна за пределы ЕАЭС в обход квот и пошлин. По данным Минсельхоза РФ, обеспеченность зерном в России превышает 150%, а потребности стран ЕАЭС в этом сезоне уже закрыты в двукратном объеме в беспошлинном режиме.
Запрещено вывозить пшеницу и меслин, рожь, ячмень и кукурузу. В виде исключения их можно будет поставлять только по лицензиям от Минпромторга. Запрет по зерну будет действовать до 30 июня, по сахару – до 31 августа 2022 года. Меры Правительства призваны стабилизировать цены на рынке внутри страны.
Пшеница будет дорожать?
Между тем в Европе политики уже бьют тревогу и предупреждают население об угрозе продовольственного кризиса из-за украинских событий. Дело в том, что Россия и Украина – крупнейшие экспортеры пшеницы на мировой рынок. Совокупно две наши страны поставляют на мировой рынок более трети всего зерна. Причем Украина до недавнего времени играла ключевую роль в поставках сельскохозяйственного сырья для Европы.
В феврале на товарных биржах взлетели цены на продовольственную пшеницу. А в марте она торговалась по 315,1 доллара за тонну. Рост цен эксперты агентства Bloomberg связывают с обострением ситуации на Украине и санкциями в отношении России.
Freshly baked gourmet bread for sale in a German bakery. Local traditional bread.
Для нашей страны традиционными рынками экспорта зерна являются страны Ближнего Востока и Северной Африки. Европа же закупала у нас зерно по минимуму. Однако сегодняшняя ситуация может отразиться и на европейских странах, считают аналитики Bloomberg. Мировой экспорт пшеницы уже потерял четверть своих объемов. И скорее всего, будет терять дальше.
Инициатор антироссийских санкций Джо Байден уже признал, что небывалая за 30 лет продовольственная инфляция в США и ЕС связана с ограничением торговли с Россией. Компании-грузоперевозчики начали саботировать доставку российских грузов. Под удар попали страны Северной Африки и Ближнего Востока, которые являются крупнейшими импортерами зерна. При этом зерновые резервы ЕС, США, Канады, Аргентины оказались на минимальном за девять лет уровне, которых хватит менее чем на три недели.
Как отмечает в комментарии Bloomberg аналитик немецкого издания Commerzbank Карстен Фритч, поставки пшеницы из Украины морем не могут быть отправлены в течение неопределенного периода. Кроме того, судоходные компании больше не принимают заказы на доставку из России или в Россию. Пшеница дорожает как никогда, и на многие страны надвигается голодный кризис, вторит своим коллегам немецкое издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten.
Заместить российскую пшеницу на мировом рынке весьма проблематично. С 2016 года наша страна является крупнейшим экспортером. А неблагоприятные погодные условия повлияли на урожай-2021 у других мировых поставщиков: США, Канады, Аргентины. В ЕС прошлогодний урожай озимых не дотянул до нужного качества. По данным портала refinitiv.ru, во Франции только 2/3 пшеницы отнесли к продовольственному классу. Остальное зерно оценили как фуражное.
В этом сельскохозяйственном году урожай в Европе прогнозировать сложно. Во многом потому, что Россия, поставлявшая «западным партнерам» до 25 млн тонн минеральных удобрений в год, приостановила их отгрузку. А собственное производство в ЕС опиралось опять-таки на российский газ и поставки аммиака из РФ.
Кризис продовольствия в ЕС – это реальность
В свою очередь Украина поставляла пшеницу и меслин в такие страны как Египет, Индонезия, Китай, Турция, Пакистан, Бангладеш, Марокко, Тунис, Йемен. В 2021 году экспорт составил более 20 млн тонн и принес стране 5 млрд долларов, пишет crimea.ria.ru со ссылкой на Госкомстат Украины.
На пшенице специализируются три западные области, а на юге – Херсонская, Одесская и Винницкая. Север ориентирован больше на кукурузу, восточные регионы – на подсолнечник. Зато больше всего элеваторов, по данным ресурса «Агробизнес Украины», сосредоточено в центре страны – Днепропетровской и Полтавской областях. Крупнейшее же в стране хранилище, способное принять 2,3 млн тонн зерна, находится под Мариуполем.
Пока невозможно определить, насколько сильно пострадали засеянные поля. Как и оценить возможность убрать урожай озимых и засеять яровые. По некоторым данным, минувшей осенью многие украинские аграрии уже сеяли озимые без удобрений. Когда ситуация в соседней стране стабилизируется, то, скорее всего, вывоз зерна из Украины будет невозможен. Оно понадобится самим украинцам.
Как пишет crimea.ria.ru, страна увлеклась импортом и годами не находила средств на пополнение своего госрезерва. Прошлой осенью там хранилось зерно урожаев еще 1999-2018 годов. Зато Всеукраинская ассоциация пекарей сообщала, что для своих нужд производителям хлеба надо закупаться за рубежом или брать фуражное зерно.
Если политический кризис вокруг Украины затянется, для европейцев станет реальностью кризис продовольственный. Помимо пшеницы, в ЕС формируется дефицит сои, кукурузы, подсолнечника и прочих злаков. В отдельных европейских странах уже начали вводить чрезвычайные меры. В испанских магазинах, например, не продают больше пяти пачек макарон в одни руки.
На днях группа производителей растительного масла FEDIOL сообщила, что ЕС столкнулся с дефицитом подсолнечного масла. На Украину и Россию совокупно приходится около 80% всего мирового экспорта этого продукта. Сейчас украинские порты закрыты, а оттуда в Европу поступало 35-45% всего подсолнечного масла. Запасов хватит на четыре-шесть недель.
Еврокомиссия вынуждена была принять чрезвычайный план действий по обеспечению продовольственной безопасности в странах ЕС. Он предполагает, в частности, ограничение продуктового экспорта за пределы ЕС, снятие таможенных барьеров для импорта продовольствия и приостановку своей «зеленой» политики. В сельскохозяйственную эксплуатацию будут возвращены земли, которые планировалось оставить на несколько лет «отдыхать».
Каковы прогнозы по экспорту
Снижение поставок российского зерна за рубеж эксперты прогнозировали и до ситуации вокруг Украины. Это было связано с квотами и пошлинами. Теперь же, с введением временных ограничений на экспорт, аналитики еще больше укрепились в своих мнениях. Так, по словам вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, отгрузки по итогам года будут находиться на уровне 37-38 млн тонн, включая 26,5 млн тонн пшеницы. Для сельхозтоваропроизводителей в текущих условиях зерно может выглядеть более надежным активом. По его мнению, у некоторых аграриев может быть потребность в денежных средствах для финансирования текущей деятельности. Однако действующая программа льготного кредитования должна покрыть эти потребности.
Генеральный директор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко предполагает, что объем экспорта зерна снизится с 42-43 до 35-36 млн тонн, в том числе с 33 до 27 млн тонн пшеницы. Для сравнения, в прошлом сельхозгоду Россия экспортировала 49 млн тонн зерна, в том числе 38,4 млн тонн пшеницы.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько ранее отмечал, что прогноз по экспорту пшеницы представляет собой «вилку» в 27,7-31,5 млн тонн, которая объясняется возможностью резкого отказа от отгрузок зерна за рубеж. По его словам, текущая ситуация также может отразиться на снабжении топливными ресурсами украинской посевной кампании.
Основные сложности сегодня связаны с невозможностью договориться о фрахте из-за геополитических рисков, цитирует «Коммерсантъ» директора «СовЭкона» Андрея Сизова. По мнению спикера, в краткосрочной перспективе традиционные покупатели российской пшеницы могут переключиться на закупки зерна из других стран.
Однако продолжительное отсутствие поставок пшеницы из РФ угрожает ситуации с продовольствием в странах Северной Африки, а также создает риски для турецких мукомолов, которые в свою очередь снабжают продукцией страны Ближнего Востока. При наихудшем сценарии глобальные цены на продовольственную пшеницу могут превысить 400 долларов за тонну, считают в «СовЭконе».
Экономика в режиме ожидания
Как считает руководитель RUSFAIR Валерий Кайгородов, на фоне повышения интереса к России со стороны КНР сегодня важно запускать новые маркетинговые инициативы. Китайские покупатели ожидают от российских компаний готовую фасованную продукцию, и на этом можно хорошо заработать. В экспорте выигрывать будут те компании, которые изначально выстраивали политику переработки сырья и реализации готовой продукции.
С этим согласен и директор института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов. По его словам, Россия может нарастить экспорт за счет готовой агропродукции – выходить на внешний рынок с фасованной мукой, кондитерскими изделиями и сладостями.
Председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин отмечает, что при любом развитии событий Россию будет трудно убрать с мирового рынка. В прошлом сезоне в мировых поставках пшеницы РФ занимала около 20%, а в этом сезоне – 17%. Заместить такие объемы из Австралии и Южной Америки вряд ли получится. Особенно с учетом стоимости фрахта и наличия судов.
Впрочем, председатель совета Торгово-промышленной палаты РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин считает в сложившейся экономической ситуации запрет на экспорт зерна ошибкой. По его мнению, наоборот, нужно вселять в крестьян уверенность, что все зерно будет продано. Запрет же приведет к торможению сельского хозяйства.
Россия выращивает зерна больше, чем потребляет, и у нас нет никакой угрозы голода, цитирует Константина Бабкина «Секрет фирмы». Сейчас крестьяне смотрят и думают, сколько посевных площадей засевать, вводить ли новые площади. А решение Правительства побуждает меньше сеять, и это не тот результат, который хотелось бы видеть. Я думаю, это вселит беспокойство в наших соседей и союзников. В этих условиях запрет на экспорт повлечет дальнейшее повышение мировых цен, и на этом будут зарабатывать аргентинские, бразильские, американские, австралийские фермеры, но не российские, считает промышленник.
Однако российские аграрии и сами не готовы продавать зерно. Многие заняли выжидательную позицию и ждут дальнейшего роста цен. Между тем признаки продовольственного кризиса были налицо и до украинских событий, отмечает директор по аграрной политике НИУ ВШЭ Евгения Серова. По данным ФАО, в 2019 году от недостатка еды страдало 8,4% населения планеты, а в 2020 году – уже 9,9%. На фоне пандемии мировые цены растут последние два года и еще до украинских событий перешагнули максимум с 2008 года.
Геополитический шторм последних недель лишь обострил и без того непростую ситуацию с продовольствием. Россия, имеющая солидные запасы зерна, свободные сельхозземли, и обладая необходимыми ресурсами, находится в наиболее выигрышном положении. Власти на днях уже объявили, что никакого дефицита продуктов питания в стране не ожидается, и призвали граждан не создавать искусственный ажиотаж в магазинах.
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ
Фото
tanker-zerno
istockphoto