«Щелково Агрохим» включается в систему карбонового земледелия

Дата публикации: 11.02.2022

Почвенный кризис, произошедший по причине повсеместного внедрения интенсивного земледелия, затронул все страны, включая Россию. По оценкам ученых, деградированные земли уже достигли 30% от площади всех сельскохозяйственных угодий, эродированные – 60%. При этом ежегодно их площадь увеличивается на 400-500 тыс. га. Происходит утрата 1,5 млрд тонн плодородного слоя почвы. Одним из главных способов борьбы с изменениями климата считается декарбонизация экономики, подразумевающая снижение выбросов углекислого газа, нагревающего атмосферу. И одновременно это набор технологий, которые должны извлекать уже выброшенные газы из атмосферы, чтобы снизить их концентрацию и замедлить процессы нагревания. В Европе и США уже разработаны и активно внедряются системы карбоновых полигонов. В России этот процесс только начинается.

Карбоновая ферма

Carboneum – так на латинском звучит название углерода. Суть карбонового земледелия состоит в увеличении почвенного углерода за счет повышения количества углерода, вносимого в почву, и снижения темпов потерь углерода в результате дыхания и эрозии почвы. Снижение выбросов парниковых газов достигается среди прочего за счет минимизации использования агрохимикатов: удобрений и средств защиты растений.
АО «Щелково Агрохим» становится одной из первых компаний, которая решилась на масштабный эксперимент на благо сохранения почвы. Ее опытное хозяйство – ООО «Дубовицкое» – находится в центре России, в Орловской области. Именно с него и решено было начать уникальный проект.
– Для разработки и испытания таких методик в нашей стране создается национальная сеть карбоновых полигонов, – рассказывает специальный представитель Минобрнауки России по вопросам биологической и экологической безопасности, заместитель председателя Экспертного совета по вопросам научного обеспечения развития технологий контроля углеродного баланса Николай Дурманов. – Они расположены от Сахалина до Калининграда и имеют в своем составе леса, болота, сельскохозяйственные угодья, ведь нам нужны расчеты по всем типам экосистем нашей страны.


Президент Национального движения сберегающего земледелия Людмила Орлова рассказывает, что уже в 2022 году в ООО «Дубовицкое» начнет работу карбоновая ферма, на которой будет подсчитываться, сколько углерода может сэкономить хозяйство, применяя почвозащитное земледелие. В дальнейшем на базе ООО «Дубовицкое» станет функционировать карбоновый полигон, где будут проводиться масштабные исследования уровня углекислого газа и депонирования углерода.
– Мы много отрабатывали с учеными и практиками всех стран то, как это должно быть выстроено, какие опыты и исследования будут проводиться, и сейчас, когда база наработана, программа карбоновых полигонов и ферм будет тиражироваться по всей стране, – подчеркнула Людмила Орлова. – В России до сей поры мало об этом говорили, принималось недостаточно мер, тогда как в ЕС выпущено уже два документа, посвященных сохранению углерода в почве, уменьшению химической нагрузки. Введены запреты на более чем 100 действующих химических веществ, предназначенных для внесения в почву. На основе этих документов создано техническое руководство по внедрению карбонового земледелия в ЕС.

Будущее – за углеродными рынками

Почвенный органический углерод имеет решающее значение для здоровья почвы, плодородия и экосистемных услуг, в том числе производства пищевых продуктов. Его сохранение и восстановление имеют большое значение для устойчивого развития земледелия. Вследствие изменения климата, негативно влияющего на сельское хозяйство, фермеры должны производить на 60% больше продовольствия к 2050 году, так как население увеличится до девяти миллиардов человек. Для удовлетворения этих потребностей почвы должны быть как можно более продуктивными.
– Карбоновое земледелие – это почвозащитное земледелие, минимизация обработки почвы, растительные остатки на поверхности почвы, покровные культуры, диверсификация севооборота, – объясняет простыми словами сложные, непривычные пока уху термины Людмила Орлова. – Также здесь важны биологические средства. Например, бактериально-грибковые препараты, органические удобрения.
В 2022 году ООО «Дубовицкое» откроет карбоновую ферму, где будут активно применяться минимальная обработка почвы, биометоды, сев покровных культур. Как рассказала Людмила Орлова, на основе исследований, проведенных в «Дубовицком» и других предприятиях, решившихся на эксперимент, будет составлен протокол, включающий в себя итоговые результаты опытов.

Далее специальная программа произведет вычисления так называемых углеродных кредитов. Речь идет о разрешениях на выбросы в атмосферу. У компаний есть квоты на такие выбросы. Если компания превышает квоту, то или платит штраф, или покупает углеродный кредит на открытом рынке. Данный механизм изначально был разработан в рамках Киотского протокола.
Таким образом, аграрии будут внедрять новые технологии в своих хозяйствах для снижения углеродной нагрузки и секвестрации углерода. До и после внедрения новых технологий проводится измерение концентрации выбросов парниковых газов и содержания углерода в почве. Если специальная цифровая платформа подтвердит, что поглощение углекислого газа увеличилось, то компании смогут получить и при желании продать заинтересованным сторонам так называемые углеродные кредиты – своего рода сертификаты, которые условно позволяют компенсировать определенное количество выбросов.
– Цена в Европе за тонну выброшенного углерода – 30-40 евро, – сообщила Людмила Орлова.

 МАРЬЯНА ФЕДОРОВА
Фото farmtable.com.au